Очеретяная И.В.
Школьная программа оздоровления учащихся.
МКОУ Красноселовская СОШ
Петропавловского района Воронежской области
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что, по данным Минздравмедпрома и Госкомэпинадзора, в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Что же может школа? Какова роль каждого из нас в сохранении здоровья детей?
Целью нашего образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься caмовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся была разработана программа «Здоровье». Эта программа была рассмотрена на заседании педагогического совета, на котором был предложен перечень конкретных дел, направленных на реализацию данной программы. Было принято физкультурно-оздоровительное направление в учебно-воспитательной деятельности в нашей школе.
В программе выделены пути сохранения здоровья детей:
-построение учебно – воспитательного процесса;
-формирование культуры здоровья.
Программа «Здоровье»
Цель: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
Основания для разработки программы:
Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы (постановление Правительства РФ от 30.03.07 № 172) - подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья»; Устав МКОУ Красносёловская СОШ.
Основные принципы функционирования программы:
-дифференцированность; последовательность; преемственность.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2018—2021 гг.
Этап разработки программы: 2018 г.
Этап реализации программы: 2018-2019; 2019-2020; 2020-2021 учебные годы.
Деятельность по реализации программы предполагает:
1) Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, легкой атлетикой, шашками, настольным теннисом.
2) Пропаганду здорового образа жизни детей и подростков.
3) Организацию интересного и плодотворного досуга.
4) Привлечение внимания родителей и других представителей взрослого населения города к проблемам формирования здорового образа жизни.
В реализации программы принимают участие:
- учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники,
родители.
Основные направления деятельности и формы работы учителей нашей школы по осуществлению программы «Здоровья»:
I. Учет состояния здоровья детей.
Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
II. Физическая и психологическая разгрузка учащихся.
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Организация динамических пауз.
Общая утренняя зарядка.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся 1-5 классов.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
III. Урочная и внеурочная работа.
1.Открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ, предметников и классных руководителей.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Работа спортивных кружков и секций:
- баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис.
IV. Основные направления пропаганды здорового образа жизни.
1. Тематические классные часы, лекции, конкурсы рисунков, плакатов.
2. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения, алкоголизма.
Пропаганда физической культуры и здорового образа
жизни через уроки ботаники, биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
V. Соревнования и спортивные праздники.
- «Веселые старты»;
- «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- «Самый сильный, самый смелый»;
- спортивный КВН;
- общешкольные соревнования по баскетболу, волейбол пионерболу, мини-футболу и др.;
VI. Профилактика заболеваний учащихся.
- Организация медицинского всеобуча;
- организация медицинского обследования;
- соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;
- соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе
- осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;
- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов;
- проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»;
VII. Разработана тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни.
VIII. Разработана тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни.
Так как «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в осуществлении программы.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Поэтому наша школа уделяет большое значение здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Её составляющими являются:
-объем учебной нагрузки, расписание учебных занятий, двигательная активность учащихся, рациональная организация урока.
Результаты работы:
-снижение заболеваемости; широкое привлечение родителей учителей и учащихся к регулярным занятиям физической культуры; активное участие в районных и зональных соревнованиях по спортивным играм с получением призовых мест; сплочение ученического коллектива; уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения их к активной спортивной деятельности; проведена диагностическая работа с детьми, информационно – просветительная работа с родителями, учащимися и школьные профилактические акции.
Заключение.
Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.
Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта программа, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.
Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.»