• +7 (47365) 4-21-67
Красноселовка, Ленина ул, 36

Школьная программа оздоровления учащихся

Шульгина О.И.

Школьная программа оздоровления учащихся.

МКОУ Красноселовская СОШ

Петропавловского района Воронежской области

 

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что, по данным Минздравмедпрома и Госкомэпинадзора, в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Что же может школа? Какова роль каждого из нас в сохранении здоровья детей?

                Целью нашего образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься caмовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся была разработана программа «Здоровье». Эта программа была рассмотрена на заседании педагогического совета, на котором был предложен перечень конкретных дел, направленных на реализацию данной программы. Было принято физкультурно-оздоровительное направление в учебно-воспитательной деятельности в нашей школе.

В программе выделены пути сохранения здоровья детей:

-построение учебно – воспитательного процесса;

-формирование культуры здоровья.

Программа  «Здоровье»

Цель: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

Основания для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы (постановление Правительства РФ от 30.03.07 № 172) - подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья»; Устав МКОУ Красносёловская СОШ.

Основные  принципы функционирования программы:

-дифференцированность; последовательность; преемственность.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2018—2021 гг.

Этап разработки программы: 2018 г.

Этап реализации программы: 2018-2019; 2019-2020; 2020-2021 учебные годы.

Деятельность по реализации программы предполагает:

1)      Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, легкой атлетикой, шашками, настольным теннисом.

2)      Пропаганду здорового образа жизни детей и подростков.

3)      Организацию интересного и плодотворного досуга.

4)      Привлечение внимания родителей и других представите­лей взрослого населения города к проблемам формирования здорового образа жизни.

В реализации программы принимают участие:

- учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники, 

родители.

Основные направления деятельности и формы работы учителей нашей школы по осуществлению программы «Здоровья»:

I. Учет состояния здоровья детей.

  1.  Анализ медицинских карт учащихся.

2.    Определение групп здоровья.

  1. Учет посещаемости занятий.
  2. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

II. Физическая и психологическая разгрузка учащихся.

  1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
  2. Организация динамических пауз.
  3. Общая утренняя зарядка.
  4. Дни здоровья.
  5. Физкультминутки для учащихся 1-5 классов.
  6. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

III. Урочная и внеурочная работа.

  1. 1.Открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ, предметников и классных   руководителей.
  2. Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  3. Работа спортивных кружков и секций:

- баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы,   настольный теннис.

IV. Основные направления пропаганды здорового образа жизни.

      1.    Тематические классные часы, лекции, конкурсы рисунков, плакатов.

2.    Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения, алкоголизма.

  1. Пропаганда физической культуры и здорового образа
    жизни через уроки ботаники, биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

V. Соревнования и спортивные праздники.

- «Веселые старты»;

- «Папа, мама, я - спортивная семья»;

- «Самый сильный, самый смелый»;

- спортивный КВН;

- общешкольные соревнования по баскетболу, волейбол пионерболу, мини-футболу и др.;

VI. Профилактика заболеваний учащихся.

- Организация медицинского всеобуча;

- организация медицинского обследования;

- соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;

- соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе

                  - осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов;

-  проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»;

VII. Разработана тематика классных часов по вопросам гигиены, ох­раны здоровья и формирования здорового образа жизни.

VIII. Разработана тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни.

Так как «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в  осуществлении программы.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Поэтому наша школа уделяет большое значение здоровьесберегающей организации учебного процесса.

 Её составляющими являются:   

        -объем учебной нагрузки, расписание учебных занятий, двигательная активность учащихся, рациональная организация урока.

Результаты работы:

-снижение заболеваемости; широкое привлечение родителей учителей и учащихся к регулярным занятиям физической культуры; активное участие в районных и зональных соревнованиях по спортивным играм с получением призовых мест; сплочение ученического коллектива; уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения их к активной спортивной деятельности; проведена диагностическая работа с детьми, информационно – просветительная работа с родителями, учащимися и  школьные профилактические акции.

Заключение.

Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта программа, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.»